Новости

Мы будем публикуем доклады выступающих на Всероссийском совещании пожарно-спасательной отрасли, которые не вошли в спецвыпуск вестника ПСО.

Лялин Андрей Вениаминович, руководитель проекта Департамента перспективного развития ООО «ТД «АППОЛО», кандидат военных наук, доцент,

Штремплер Наталья Генриховна, Начальник Департамента перспективного развития ООО «ТД «АППОЛО»


Читать дальше…

Мы будем публикуем доклады выступающих на Всероссийском совещании пожарно-спасательной отрасли, которые не вошли в спецвыпуск вестника ПСО.

Горбань Юрий Иванович, генеральный директор ООО «Инженерный центр пожарной робототехники «ЭФЭР»

Читать дальше…

МЧС России повысит категорию риска для торговых центров и других объектов с массовым пребыванием людей со «значительного» на «высокий» и будет проводить плановые проверки на таких объектах с 2020 года один раз в два года.
Читать дальше…

3 Дек
2018

Датчики дыма и огня могут бесплатно, за счёт областного бюджета, установить в деревянных домах многодетных семей, проживающих в сельской местности. В домах и квартирах малоимущих семей такие датчики уже стоят, но не во всех районах.
Читать дальше…

При пожаре, как правило, выделяется дым, который способствует обнаружению пожара. Также выделяется угарный газ без цвета и запаха, вследствие чего обнаружить его практически невозможно. Самым лучшим средством для обнаружения пожара в наших домах является автономный дымовой пожарный извещатель. Этот прибор помогает обнаружить пожар на ранней стадии. Он издаёт оглушительный сигнал тревоги, если в комнате обнаружено определённое количество дыма.


Читать дальше…

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Мы будем публикуем доклады выступающих на Всероссийском совещании пожарно-спасательной отрасли, которые не вошли в спецвыпуск вестника ПСО.

Лялин Андрей Вениаминович, руководитель проекта Департамента перспективного развития ООО «ТД «АППОЛО», кандидат военных наук, доцент,

Штремплер Наталья Генриховна, Начальник Департамента перспективного развития ООО «ТД «АППОЛО»

Давно установлено, что для сохранения жизни пораженным при проведении аварийно-пасательных работ (далее – АСР) в зоне ЧС пожарно-спасательными подразделениями ГПС доминирующим моментом становятся сроки оказания первой помощи. Как свидетельствует практический опыт, что если первая помощь при тяжелых повреждениях была оказана через 1 час после получения травмы, то погибает 30% пораженных, если через 3 часа, то уже 60%. При отсутствии первой помощи в течение б часов погибает более 90% пораженных. Медики считают, что время для оказания первой помощи не должно превышать 30 минут. С увеличением срока начала её оказания значительно возрастает частота различных, в том числе смертельных, осложнений у пострадавших. В связи с этим и появилось так называемое правило «Золотого часа». Поэтому наиболее актуальным становится вопрос объема первой помощи, оказываемой пострадавшим силами пожарно-спасательных подразделений ГПС, до момента их передачи работникам медицинских учреждений.

Тем не менее, приказ Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 № 179 «Об утверждении Порядка оказания экстренной медицинской помощи», приказы Минздрава России, а также утвержденные стандарты оказания медицинской помощи, регламентирующие  оказываемую пострадавшим медицинскую помощь, не учитывают специфику её оказания в зоне ЧС.

Кроме этого утвержденный Приказом № 477н перечень мероприятий не содержит даже намека на возможность проведения адекватного обезболивания пострадавших, хотя бы разрешенными к свободному применению ненаркотическими анальгетиками. По сути, получается абсурдная ситуация – пожарный и спасатель в соответствии с указанным приказом должны контролировать состояние пострадавшего, но все манипуляции по оказанию первой помощи сводятся к минимальному набору перевязочных средств, с помощью которого трудно сохранить жизнь из-за серьезности получаемых им травм.

Одним из условий оказания первой помощи является, наличие у лиц её оказывающих, соответствующей подготовки. В настоящее время Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2010 г. № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий»[8] утверждена примерная программа подготовки водителей транспортных средств. Для иных категорий лиц подобные – утвержденные Минобрнауки России и согласованные с Минздравом России примерные программы отсутствуют.

Данное положение дел приводит к неопределенности по вопросам: как готовить другие категории лиц обязанных оказывать первую помощь.

Вместе с тем, подготовка пожарных и спасателей к оказанию первой помощи входит в систему первоначальной подготовки указанных работников. Обучение проводится в соответствии с утвержденными Программами первоначальной подготовки спасателей МЧС России и Подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России. Данные программы разнятся по времени, отпущенному на изучение основ первой помощи и объему излагаемого материала.

Приходится констатировать довольно удручающую картину в области оказания первой помощи пожарными и спасателями. С одной стороны – недостаточность законодательно утвержденных мероприятий и перечня медицинских изделий и лекарственных препаратов для оказания существенной помощи пострадавшим, с другой – недостаточность подготовки пожарных и спасателей в этой области.

Особенности очагов поражения в различных ЧС не предусматривают наличие медицинских работников в зоне проведения АСР, а в соответствии с федеральным законом № 151-ФЗ данные зоны характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью пострадавших и проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения, а работники медицинских учреждений не обладают необходимой для осуществления работ в зонах поражения подготовкой и тем более не имеют соответствующей экипировки, защищающей от поражающих факторов. При этом сами работы по эвакуации пострадавшего сопровождаться значительными временными затратами. Данные статистики показывают, что время необходимое на поиск и извлечение пострадавшего из транспортного средства в среднем составляет 10–15 минут и до 5 минут на его эвакуацию. Необходимо отметить, что это время учитывается с момента прибытия расчета на место происшествия, которое составляет также в среднем 10 минут в городах и 18 минут в сельской местности.

Таким образом, медицинская помощь пострадавшим в ЧС при условиях отсутствия медицинского работника в очаге поражения, может быть оказана, только по истечении, более чем 30-40 минут, а характерными травмами получаемыми пострадавшими, являются ожоги с большой поверхностью поражения, повреждения черепа, нижних конечностей, грудной клетки, сопровождающиеся сильной болью.

Хотя есть и положительный опыт в решении данных вопросов. Например, создана достаточно полная законодательная и нормативная правовая база по вопросам медицинской защиты в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, которой утверждены состав и перечень медицинских средств индивидуальной защиты (медицинские препараты, материалы и специальные средства, предназначенные для использования в чрезвычайных ситуаций с целью предупреждения поражения или снижения эффекта воздействия поражающих факторов и профилактики осложнений) к которым относятся: комплект индивидуальный гражданской защиты (КИМГЗ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ), комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом (КИП), набор перевязочных средств противоожоговый (НПС) и санитарная сумка.

При этом документами МЧС России регламентация медицинского обеспечения деятельности пожарно-спасательных подразделений и спасателей практически не предусмотрена, несмотря на очевидность правового пробела в области оказания медицинской помощи в границах зоны ЧС, где отсутствуют работники медицинских учреждений. Это ведет к необходимости регулирования вопросов медицинского обеспечения на уровне внутренних (локальных) актов Минздрава России и МЧС России. Опыт показывает, что организация оказания медицинской помощи силами пожарно-спасательных подразделений в зоне ЧС — реальность.

Для решения указанных проблем необходимо проведение системных преобразований на уровне государства, которые позволят повысить эффективность оказания пострадавшим помощи в рамках первой помощи, включающих в том числе:

– разработку для пожарных и спасателей «расширенного» объёма оказания первой помощи с учётом получаемых пострадавшими травм, а также специфики работ в зоне ЧС;

– разработку «расширенного» перечня медицинских изделий, входящих в набор первой помощи и оснащение ими пожарно-спасательных подразделений;

– дополнительную подготовку пожарных и спасателей по направлению оказания первой помощи пострадавшим, направленную на отработку практических действий;

– определение порядка взаимодействия пожарно-спасательных подразделений и медицинских организаций при передаче пострадавших на границе зоны ЧС.

Безусловно, все указанные выше действия должны сопровождаться изданием соответствующих нормативных правовых актов. Представляется, что именно совершенствование нормативной правовой базы станет на ближайшие годы ключевым теоретическим вопросом организации деятельности пожарно-спасательных подразделений ГПС и их структурных подразделений при оказании помощи в границах зоны ЧС, качественное решение которого позволит в полной мере реализовать заложенный в них потенциал в целях сохранения здоровья пострадавших.